Деление иммунитета на разные "виды" (специфический, неспецифический,
общий, сильный, слабый) условно. Организм человека - это единое целое!
Для выработки адекватного специфического иммунитета у ребенка в данный
момент жизни должно быть хорошее общее состояние: предполагается
активное функционирование всего организма, в том числе и иммунной
системы. А любое сопутствующее заболевание эту иммунную систему
ослабляет. Следовательно, и то "звено", которое должно на прививку
реагировать, будет ослаблено. В этом случае либо выработается слишком
слабый иммунитет (тогда зачем вообще было делать прививку?), либо
ребенок крайне тяжело перенесет вакцинацию. Ни то, ни другое не
прибавит здоровья вашему малышу.
Это слова-синонимы. Но в отличие от иммунизации, то есть процесса в
широком смысле слова, под вакцинацией подразумевают и саму процедуру,
например, укол. Иммунизируют обычно страну или население в целом,
вакцинируют - отдельного человека.
Медицинский отвод - это вынужденная временная остановка в процессе
вакцинации ребенка, вызванная состоянием здоровья (см. также
"Противопоказания к прививкам"). Обычно мед. отвод от прививок дает
детский невролог (невропатолог) или аллерголог сроком до 3-6 месяцев,
после чего его надо либо продлить, либо начать прививать малыша по
индивидуальному графику. Перенесение сроков вакцинации из-за болезни
малыша (например, ОРВИ) не является мед. отводом. Если мед. отвод
получен не в районной поликлинике, а в другом медицинском учреждении
(Институте педиатрии, детской неврологической больнице и т.д.),
"вступить в силу" он может только после того, как официально
подтвержден в вашей районной поликлинике участковым педиатром или
заведующим педиатрическим отделением. Этот нюанс нужно учитывать при
устройстве ребенка в детский сад: обычно в поликлиниках весьма
негативно относятся к долгосрочным "неместным" мед. отводам от прививок.
Нынешним бабушкам, нашим мамам, и в голову не приходило обсуждать этот
вопрос - надо делать прививки, значит надо! Хотя противопоказания, мед.
отводы, осложнения после прививок были всегда: любое вмешательство в
организм человека чревато различными последствиями, положительными и
отрицательными. Среди современных родителей есть ярые противники
прививок; есть мамы и папы, откладывающие вакцинацию на более поздние
сроки; есть многие другие со своими "причудами" (против полиомиелита и
дифтерии они своих малышей прививают, от остального - нет). Если рассуждать без максимализма, можно понять, почему у родителей возникают сомнения относительно вакцинации. Во-первых,
из общих соображений: вмешательство в иммунную систему вполне
здорового, хоть и маленького, человека само по себе странно. Логичнее
было бы проводить лечебные мероприятия, да те же прививки, если малыш
заболеет. К сожалению, у бактерий и вирусов своя логика... Во-вторых,
многие родители боятся побочных эффектов: такие реакции обычно
возникают или непосредственно на вакцину или после прививки. После
любой прививки возможно повышение температуры тела, расстройство
желудка, покраснение места прививки. В-третьих, не исключена
возможность индивидуальной, резко негативной, реакции организма малыша
на вакцину. Когда у ребенка каждый год в апреле начинается характерное
покашливание и возникает насморк, мы узнаем сезонный поллиноз - мы его
ждем, мы знаем, как с ним бороться. Если малыш появился на свет шесть
месяцев назад, родителям не то, что прививку бывает страшно сделать, а
добавить в прикорм незнакомую младенцу тыкву или морковку... Потому что
неизвестно, как отреагирует организм: индивидуальная реакция на
введение любого продукта, любого лекарственного препарата, любого
вещества непредсказуема. В-четвертых, всех нас по-прежнему пугает
элементарная российская безалаберность. Опровергнуть подобные сомнения
сможет только полная уверенность в соблюдении условий и сроков хранения
вакцины, в компетентности врача и медсестры, непосредственно
выполняющей прививку. Долгое время достоверная информация о вакцинах
была недоступной широким родительским массам, что не может повысить
уровня доверия к ней после обнародования. В-пятых, до сих пор бытует
мнение о низком качестве отечественных вакцин. Что можно сказать?
Абсолютное большинство российских вакцин соответствует мировым
стандартам. Не совсем им соответствуют паротитная вакцина и коклюшный
компонент вакцины АКДС, тем не менее, они защищают малыша от
соответствующих болезней. В-шестых, любому человеку неприятно
излишне активное навязывание чего бы то ни было, вспомним хотя бы
телевизионную рекламу. Аналогичные чувства возникают у родителей, когда
о новорожденном ребенке педиатр и другие специалисты детской
поликлиники говорят исключительно как о потенциальном "прививочнике".
Никакая другая тема так не обсуждается! А это действует на нервы...
В первые три месяца жизни у ребенка имеется «физиологический
гипертонус». Ручки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах,
кулачки сжаты, ножки согнуты в коленных и тазобедренных суставах,
слегка приведены друг к другу. Такое состояние в это время необходимо
для поддержания формы тела, постепенно оно будет проходить, заменяясь
произвольными движениями, которые будет осваивать малыш (удержание
головы, опора на руки, перевороты с живота на спину и обратно и т.п.).
Если же при верчении, кручении новорожденный ребенок «не провисает», во
время спонтанной активности «не теряет» частей тела или невозможно
прижать бедра малыша к столу при переодевании – это тревожный симптом,
возможно, мышечный тонус превышает положенный для этого возраста. Это
может препятствовать правильному и своевременному развитию структур
головного мозга. Необходимо срочно обратиться к неврологу, иногда может
потребоваться помощь ортопеда. У детей старше 3 месяцев тонус может
быть повышен как симметрично, в обеих половинах тела (руках, ногах и
т.п.), так и асимметрично, т.е. только с одной стороны. В первом случае
наблюдается отставание в освоении двигательных навыков – ребенок поздно
садится, не ползает, встает на цыпочки, иногда даже перекрещивает ноги.
С асимметричным повышением тонуса могут быть связаны следующие
симптомы: односторонне скошенный или с одной стороны облысевший
затылок; голова чаще повернута в одну сторону; если малыш следит за
игрушкой, то только с одной стороны – справа или слева; на боку или на
спине лежит в «позе банана» (тело выгнуто дугой); переворачивается
только через одну сторону; хватает игрушку только одной рукой.
Настоящему удержанию головы способствуют несколько этапов, которые
можно наблюдать у ребенка почти с рождения. Так, здоровый новорожденный
имеет защитный рефлекс (лежа на животе, малыш поворачивает голову вбок,
чтобы не задохнуться). Если лежащего на спине малыша приподнять за
ручки, он попытается подтянуть голову к груди. Наконец, на несколько
секунд поднимать голову в положении на животе обычно могут дети в 2-3
недели.
К 1-1,5 месяцам ребенок должен поднимать голову в положении лежа на
животе и хорошо удерживать ее. К этому времени малыш также должен
выставлять обе раскрытые руки на ладошки вперед (первое время опора
может происходить не на раскрытую ладонь, а на кулачок). Многие дети в
положении на животе при подъеме головы руки держат сзади. У таких
малышей не формируется правильное представление о расстоянии до опоры
или какого-либо предмета. Начиная ходить, они во время падения нередко
расшибают нос, лоб, потому что не могут себя защитить, подставив руки.
Если же ребенок с первых недель подолгу держит голову, это может
свидетельствовать о чрезмерном повышении внутричерепного давления и
требовать внимания врача-невролога. Повышение внутричерепного давления
часто случается из-за того, что сосуды малыша не адаптировались к
условиям внешней среды. Помочь этой адаптации способно назначение
контрастных процедур, массажа, травяных настоев. В противном случае
давление может повыситься настолько, что клетки головного мозга будут
«поджиматься». Такой малыш может быть возбудимым, много срыгивать, у
него могут дрожать руки и подбородок при плаче. В дальнейшем может
замедлиться развитие, а в более старшем возрасте дети могут часто
жаловаться на головную боль, тошноту.
У каждого малыша – свой «маршрут развития». Но последовательное
прохождение основных этапов – свидетельство того, что головной мозг
развивается нормально. Само по себе возникновение нового навыка
показывает, что в структурах мозга формируются новые связи, идет
«простраивание» этих структур. Соответственно, отсутствие того или
иного навыка – признак сбоя в работе головного мозга. Этот сбой может
никак не проявиться в младенчестве, но сказаться позже – в виде
неконтролируемого поведения, школьных трудностей.
Вот короткий вопросник, ориентируясь по которому, вы можете вовремя
заметить те или иные тревожные симптомы и обратить на них внимание
врача. Серьезными отклонениями от нормы считаются те, что превышают
один месяц.
1. Когда ребенок начал держать голову? В 1-1,5 мес.
2. Когда начал переворачиваться? В 3-4 мес., хорошо вертеться – к 6
мес.
3. Играл ли с ногами (хватал, засовывал в рот)? В 6-7 мес., особо
развитые дети – в 3-4 мес.
4. Когда сел? В 6-8 мес. Из положения на спине это происходит раньше, и
положения на четвереньках – позже, но оба варианта считаются нормой.
5. Когда пополз? Как ползал? В 7-8 мес. Сначала раскачивался, стоя на
четвереньках, пополз назад, потом вперед. Нормой также считается, если
ребенок начал ползать по-пластунски, а потом встал на четвереньки.
6. Когда встал без опоры? В 9-11 мес.
7. Когда пошел без поддержки? В 9-18 мес.
Прежде всего, благодаря ползанию формируются метрические представления,
понятия «ближе – дальше». Также ползание актуализирует нижнее поле
зрения.
Еще одна важная задача, которую помогает решить ползание, –
разобщенная, но одновременная работа рук и ног. Когда мы ходим, то
машем руками совершенно непроизвольно, однако при помощи этого простого
навыка поддерживаем баланс туловища. Если руками не махать, то человек
может упасть. А закладка этого навыка происходит в раннем возрасте.
Отсутствие этих навыков очень усложнит жизнь школьника, при этом
подобные «провалы развития», выявляемые в 7–8 лет, корригируются очень
трудно.
Для ползания необходимы:
хорошо освоенный переворот с живота на спину и обратно;
умение двигать отдельно руками и ногами – так называемое
«рассогласование движений». Этот навык формируется при вращении вокруг
пупка, лежа на животе, а также при ползании с помощью движений рук;
хорошая зрительная и слуховая ориентация. Она формируется в первую
очередь при общении с мамой: взглядами, речью. Важно, чтобы движения
при ползании были симметричны. Если ребенок ползет, подволакивая одну
ногу, или ставит одну ногу на колено, а другую на стопу, или ось его
тела при ползании искривлена – срочно обратите на это внимание
невролога, малышу нужна незамедлительная индивидуальная коррекция, пока
он не вышел из возраста ползания. Если же несимметричные сначала
движения выравниваются в течение двух недель, то это вариант нормы.
Сажать ребенка, еще не севшего самостоятельно, не следует – это может
привести к искривлению позвоночника. В коляске и автокресле для
ребенка, который еще не садится сам, выбирайте положения полулежа, дома
придать малышу приподнятую позу можно с помощью детского шезлонга.
Самое главное: малыш, которому по возрасту пора бы уже сесть
самостоятельно, должен как можно больше времени проводить… лежа на
животе (не на спине!) на твердой поверхности (коврик на полу), двигаясь
по мере сил, переворачиваясь, крутясь – тренируя свои мышцы. Любой
ребенок сможет сесть только тогда, когда мышцы туловища будут к этому
готовы. С помощью врача-невролога или специалиста ЛФК можно
подготавливать этот навык, делая упражнения, но форсировать сидение не
следует.
Ребенок сидит самостоятельно и правильно за счет положения таза. За
поддержание тела в пространстве при сидении отвечают ноги. Правильное
сидение: таз чуть провисает вперед, происходит усиление поясничного
изгиба позвоночника (лордоза). Неправильное сидение: поясница провисает
назад.
О том, что ребенок действительно сидит, может говорить следующий тест.
Если толкнуть малыша вбок, то он не падает, а прогибается, удерживая
туловище вертикально, и возвращается в исходное положение. Если
толкнуть посильнее, то ребенок может подставить руку и использовать ее
в качестве опоры. Таз при этом остается на месте.
Вставать в кроватке или возле другой опоры дети начинают в возрасте 8–9
месяцев. Когда мышцы ног уже могут удержать вес всего тела. Когда
ребенок из положения стоя упадет не откинувшись назад, как солдатик, а
сложившись пополам сядет на попку. Самостоятельно вставать из положения
на четвереньках малыши могут примерно с 10 месяцев.
Ребенок сам решит, когда ему вставать. Если он этого не делает, значит,
что-то мешает ему. Или нет физических сил, или не возникает мотива к
ходьбе. Вставание и ходьба хороши тогда, когда ребенок уже прожил все
предыдущие этапы развития. Умеет держать голову, переворачиваться с
живота на спину и обратно, может крутиться вокруг пупка, вставать на
четвереньки, сидеть, ползать. Все эти двигательные навыки
подготавливают вертикализацию (вставание на ножки) и укрепляют мышцы,
необходимые для этого.
Если ребенок нормально развит, почему у него не возникает желания
ходить? Возможно, малыша слишком опекают, все ему приносят по первому
требованию – то есть ему нет нужды перемещаться в пространстве.
Нашли ошибку? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сделаем язык чище!
Статьи, семья, дом, дети, блоги, семейный форум, книги, фото, тесты, скачать, вопросы и ответы, общение, народная медицина, поздравления, тосты, гороскоп, отдых и досуг