В предыдущей статье мы рассмотрели различные варианты «граблей»,
на которые наступают родители, воспитывая своих детей, и выяснили, что
ошибочные педагогические стратегии чреваты далеко идущими негативными
последствиями.
Однако почему же так происходит? Почему в наш просвещенный 21 век так
много родительских пар, с удручающим постоянством вступающих на дороги,
ведущие «не туда»?
В основном причин три. Это:
– психологическая неграмотность родителей;
– их личностные расстройства и даже патологии;
– их попытки решить за счет ребенка собственные проблемы.
Первая причина – неосведомленность – наиболее популярна.
Она же и наиболее легко устранима. Действительно, если человек по
профессии физик, пекарь или токарь – вряд ли стоит ожидать от него
исключительной компетенции в вопросах устройства детской психики. Здорово уже, если в наличии имеется хотя бы общее представление, но и этого может не быть.
Однако если такой человек вполне адекватен, хочет избежать ошибок и
исправить по возможности уже допущенные – ему просто нужна
соответствующая информация. Именно поэтому психологи постоянно пишут во
множестве статьи вроде бы об одном и том же – «где и как соломки
подстелить». И эта статья – одна из их длинного ряда.
Смысл таких материалов – сеять «разумное, доброе и вечное» в головах не
детей, но их родителей, чтобы те не изобретали велосипед, не повторяли
чужих ошибок и адекватно относились к возможностям собственного
ребенка. Знание – сила!
Вторая причина – личностные расстройства родителей – намного сложнее.
Далеко не все взрослые люди адекватны. Более того, как говаривал (в
шутку, надо надеяться) один из моих институтских преподавателей, «нет
на свете нормальных людей – есть недообследованные».
Однако способность к воспроизводству себе подобных имеют решительно
все, вне зависимости от психического здоровья (если только нет проблем
с репродуктивной системой) – следовательно, в категорию родителей также
может попасть кто угодно. В том числе и люди с проблемами – большими и
маленькими.
Ясно, что личностные расстройства и акцентуации (то есть – пограничные
варианты нормы) родителей не могут пройти незамеченными для всей семьи,
и, естественно, они накладывают существенный отпечаток на стиль
воспитания.
К примеру, импульсивная акцентуация – то есть взрывной характер родителя – формирует отношения авторитаризма (доминирования) и жесткого обращения с ребенком.
Однако если родитель не агрессивен и властен, а просто чрезмерно тревожен и мнителен, также возможно авторитарное воспитание,
исходящее из соображений вроде: «Я боюсь за тебя, поэтому ты будешь
делать лишь так, как я скажу – я же знаю, как лучше!». Крайним
вариантом в этом случае будет воспитание по типу гиперопеки: «ни один
волосок не упадет с твоей головы, я тучи разведу руками, тебе и делать
ничего не нужно….»
Демонстративная, истеричная акцентуация родителя приводит к
противоречивому способу воспитания: внутренне такой родитель занят
исключительно своей персоной, ребенок его раздражает, поскольку требует
слишком много внимания. Но на людях демонстрируется подчеркнутое
«примерное отношение»: ведь хорошее родительство одобряется обществом,
а быть лучше всех – главная цель демонстративных людей.
Дети же – прекрасные барометры: они отлично понимают, что в глубине
души такому родителю они не нужны. Поэтому отношения рано или поздно
расстраиваются, ребенок начинает «выходить из берегов», он больше не
укладывается в концепцию «идеального ребенка» (предел мечтаний
демонстративных родителей) – чем еще более их раздражает: реальность не
соответствует амбициям!
Нередко дети берут пример с родителей и также вырастают эгоцентриками,
а два таких человека рядом – это гарантированная пороховая бочка.
Круг замыкается, и без помощи специалистов в этом клубке уже не
разобраться: вроде бы внешне все шоколадно, а внутри – холод и
отчуждение.
Если же родитель имеет неустойчивую психическую организацию (то
есть его настроение неустойчиво и непредсказуемо: сегодня – один,
завтра – другой), то его воспитательный стиль, вероятнее всего, будет
либо гипопротективным (другими словами – преимущественно равнодушным к
ребенку, с пониженным уровнем удовлетворения и потребностей ребенка, и
требований к нему), либо непредсказуемым с элементами то
вседозволенности, то жесткого контроля – в зависимости от родительского
настроения. На таких «качелях» редко кому из детей удается удержаться,
и практически всегда они соскальзывают в непослушание
и полное игнорирование любых родительских требований. Если человек сам
не знает, чего он хочет и что ему от ребенка нужно – можно ли
рассчитывать на авторитет?
Случаи, находящиеся в компетенции так называемой «большой психиатрии»
– то есть варианты серьезных психических расстройств и заболеваний – мы
здесь рассматривать не будем, это разговор совсем отдельный и в формат
статьи никак не укладывающийся.
Однако существует еще одна большая группа причин, по которым родители
выбирают пагубные воспитательные подходы, описанные в предыдущих
статьях. Вариантов множество, но объединяет их всех одно – так или
иначе, это разнообразнейшие попытки взрослых решить свои проблемы за счет детей.
Это – безусловно нечестные игры, однако надо сказать, что нередко
родители не отдают себе отчета в том, почему же они именно так
поступают, и без помощи психологов им проблемы не решить.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Мы Вконтакте
Поиск
Опросы
Нашли ошибку? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сделаем язык чище!
Статьи, семья, дом, дети, блоги, семейный форум, книги, фото, тесты, скачать, вопросы и ответы, общение, народная медицина, поздравления, тосты, гороскоп, отдых и досуг