Вас беспокоит, что ваш ребенок не любит читать, зато часами сидит за
компьютерными играми или гипнотизирует телевизор? Естественно, как
сознательного и любящего родителя, который хочет, чтобы его отпрыск рос
всесторонне развитым и многогранным, вас это беспокоит! Но как же
сделать так, чтобы ваше желание привить любовь к литературе
реализовалось в вашем чаде?
Вспомните себя в его (ее) возрасте.
Дети, они ведь во все времена дети, а ваш ребенок – это уменьшенная
копия вас самих, только модифицированная – адаптированная под мир новых
технологий.
В то время как вы бегали по двору с друзьями, играя в «казаки-разбойники», нынешние дети предпочитают бегать пассивно – сидя за компьютером и с не меньшим увлечением играют в «Дум», «Сталкер» и т.д.
Вот именно из этой ситуации мы можем извлечь большую пользу, как бы странно это ни звучало!
Как правило, родители начинают беспокоиться о нечитабельности
своих чад, когда тем исполняется около 12-13 лет – самый противоречивый
возраст. Подросток начинает всеми силами сопротивляться идеям родителей
и считает, что они, как элемент безнадежно отсталый в своем прошлом, не
могут привнести в их жизнь ничего стоящего, да и вообще: «Ты ничего не понимаешь, сейчас все по-другому!».
А
ведь вы тоже когда-то говорили так своим родителям. Вспомнили? Значит,
поведение вашего ребенка не должно вам казаться недопустимым, и сохраняя
спокойствие и присутствие духа, приступаем к делу.
1. Самое первое и очень важное правило – никогда не заставляйте ребенка читать насильно! Не кричите и не упрекайте его.
2. Никогда не ставьте ему в пример его читающих друзей, а особенно не друзей – это только укрепит в нем сопротивление!
3. Если ваш ребенок увлекается компьютерной игрой «Сталкер» (а очень мало кто из мальчиков остается равнодушным к этой популярной игре), купите книгу по мотивам этой игры.
Нет,
нет, нет – не кривитесь сразу! Может, это художественное произведение и
не соответствует вашему вкусу и представлению о высококультурном
развитии вашего ребенка, но ведь мы только начинаем (надо же с чего-то
начинать), и это всего лишь один из вариантов и далеко не самый худший.
Ну вот – книга
уже есть. Что дальше? А дальше… нет, не угадали! Не ребенок, а вы
начинаете ее читать. Да, да, да! Именно вы! Знаю, что не ваш формат.
Знаю, что не по вкусу. А как вы хотели!? Легких путей не бывает!
4.
Во время чтения старайтесь попадаться с книгой на глаза потенциальному
читателю, чтобы он видел название книги – это вызовет в нем естественный
интерес и поселит внутри него мысль о том, что вы не совсем отстали от
жизни, и что с вами, возможно, есть о чем поговорить, помимо заданных
уроков и опять рваных джинсов.
На вопрос: «Чё эт ты вдруг Сталкера читаешь?», можно ответить, что это сейчас очень популярно, вот вас и потянуло «быть в теме».
Прочитав пару глав, можно ненавязчиво поинтересоваться у отпрыска: «А в игре тоже есть такой персонаж?», «А что такое артефакт «душа»?». Уверяю, что вам с готовностью дадут развернутый ответ во всех подробностях!
Зачитывайте
вслух некоторые понравившиеся коротенькие отрывки и уточняйте, есть ли в
игре такая сцена. Такой сцены там не будет, и вам выпадает шанс бросить
в благодатную почву зерно любопытства, сказав: «Ну, естественно –
в игру ж невозможно поместить все. Игра – это только один из вариантов
истории, а историй разных много. Все не уместить», и снова погрузитесь в чтение.
5. Прочитав книгу, прокомментируйте свои впечатления и оставьте на видном месте – пусть мелькает перед глазами ребенка, стимулируя интерес!
6.
Скорее всего, одной книгой вы не отделаетесь, и вам придется купить и
прочитать еще вторую, третью, четвертую. Помним, воспитание – это
работа, которую нужно выполнять добросовестно, если хотим получить в
старости стакан воды.
7. Пример со Сталкером, скорее, относится к родителям мальчиков, но есть и более универсальные книги, такие как «Гарри Поттер», «Властелин колец».
Сценарий
тот же: читаем сами, зачитываем интересные моменты вслух, восхищаемся
прочитанным, делимся впечатлениями с ребенком. Зачитывать желательно те
моменты, которых нет в фильме – это побудит желание узнать остальные
пропущенные события.
8. Желательно не покупать издание,
где все тома включены в одну книгу. Таким количеством страниц можно
смутить даже бывалого книголюба. Покупайте книги отдельными томами, и
только когда ваш ребенок прочитает одну книгу, доставайте следующую.
Перед покупкой стоит узнать, какой вариант перевода считается наиболее
удачным. Тут и объяснять излишне – чем удачнее перевод, тем интереснее
читать.
9. Можно устраивать литературные вечера. Предложите ребенку читать вслух
по очереди. Расположитесь поуютнее, возьмите с собой лакомство и
приступайте к чтению. Начинайте первым вы, а ваше чадо пусть пока
послушает, проникнется – это поселит в его душе чувство уюта, покоя,
интереса и, что немаловажно – поможет наладить ваши отношения.
Прочитав
несколько глав (страниц), передайте книгу ребенку, и когда тот начнет
неуверенно и робко, запинаясь, читать, вы будете внимательно слушать, а
лицо ваше будет излучать заинтересованность. Не следует слишком
напрягать начинающего книголюба. Если заметили, что ребенок устал,
предложите свою очередь продолжить дальше. Если есть возможность,
подключите к процессу как можно больше членов вашей семьи.
10.
Помните, что предложенные книги – это просто варианты. Вы лучше знаете
своих кровинушек и можете подстраиваться под их вкусы и пристрастия.
11.
Когда первые, робкие шаги уже сделаны и ваш ребенок больше не
шарахается от вида книг, на его счету уже есть пара прочитанных, можете
приступать к воспитанию у него литературного вкуса. Поскольку у вас уже
сложились более-менее тесные отношения, можете ненавязчиво подвести его к
мысли о том, что помимо фэнтези есть и другая, не менее интересная, литература.
12. Читаете «правильную»
книгу, привлеките внимание ребенка – зачитывайте цитаты вслух,
высказывая свои впечатления и мысли, приводите примеры из жизни, на
которые натолкнула вас эта цитата, ваша задача – заинтересовать.
13. Порекомендуйте ребенку тоже прочитать эту книгу, но не настаивайте.
14. Не ждите быстрых результатов. Не злитесь, если ваши усилия оправдываются не сразу. Помните – капля камень точит.
15.
Никогда не теряйте терпения, не заставляйте, действуйте аккуратно,
постепенно, иначе рискуете потерять то доверие и расположение, которое
вам уже удалось завоевать.
16. Когда ваш ребенок сам
попросит вас порекомендовать ему какую-то книгу или сделает
самостоятельный выбор, вот тогда можете праздновать победу, пить
шампанское, трубить в горн, запускать салюты, бить в барабаны! Только
все это внутри себя. Не стоит давать понять, что все это ваша заслуга.
Пускай новообращенный книголюб гордится собственным успехом, а не вашим!
Помните, что процесс этот длительный. Чаще всего он занимает не
дни, не недели, и даже не месяцы. Если после всех ваших усилий ваше чадо
прочтет хотя бы одну книгу за год, считайте, что лед тронулся, господа
присяжные!
Удачи вам, терпения, самообладания!
P.S.Все
эти рекомендации – не просто набор слов и предложений. Все это было
применено лично мною на практике и дало свои результаты. Когда моему
сыну было лет 11, меня серьезно обеспокоила его абсолютная нелюбовь к
чтению, в то время как я сама выросла в читающей семье.
Шаг
за шагом я прошла через все то, что изложила выше. Сейчас моему сыну 19
лет, он читает много серьезных книг и получает лингвистическое
образование. Многие книги он читает по моей рекомендации, что позволяет
нам делиться впечатлениями и мнениями о прочитанном. Теперь он сам
зачитывает мне особенно понравившиеся отрывки из книг и дает им свою
оценку.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Мы Вконтакте
Поиск
Опросы
Нашли ошибку? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сделаем язык чище!
Статьи, семья, дом, дети, блоги, семейный форум, книги, фото, тесты, скачать, вопросы и ответы, общение, народная медицина, поздравления, тосты, гороскоп, отдых и досуг