Ежегодно множество родителей задается этим вопросом: в каком возрасте отдавать ребенка в школу?
В пользу шести лет приводятся аргументы типа: «он/она – очень развитый
ребенок», «мальчику лучше пойти с 6 лет, чтобы успеть поступить до
армии», «дети моих знакомых пошли с шести – и ничего» – и еще множество
других резонов.
Среди них достаточными основаниями для поступления в школу с 6 лет я назвал бы следующие:
- ребенок действительно хорошо читает, считает и, возможно, даже пишет;
- ребенок здоров, он не относится к часто болеющим (более 5-6 раз в
год) детям – то есть, у него крепкий иммунитет, нет хронических
заболеваний и уж тем более нет таких особенностей развития, как
гиперактивность, синдром дефицита внимания (это не когда ребенку
уделяется мало внимания, а проблемы с концентрацией имеются в виду),
аутизм, задержка психического развития и прочие подобные нарушения;
- ребенок хорошо социально адаптирован, он легко налаживает контакты и,
желательно, имеет опыт посещения детских дошкольных учреждений (от
детских садов до школ раннего развития – любых детских коллективов);
- ребенок хорошо ориентируется в окружающем мире, знает полные фамилию,
имя и отчество родителей, их род занятий, свой адрес, телефоны
родительские и домашний, понимает назначение школы и правила учебы в
ней;
- ребенок хорошо владеет речью, не заикается, достаточно четко
произносит все звуки, имеет достаточный для своего возраста словарный
запас;
- у ребенка адекватная самооценка, низкая тревожность и утомляемость,
невысокая эмоциональная возбудимость, развитая самостоятельность;
- первый класс будет вести очень грамотный, добрый и понимающий педагог;
- дорога в школу не слишком долгая, не более 20-30 минут – иначе ребенок устанет еще до начала учебного дня.
Внимание, родители: только при сочетании всех вышеперечисленных факторов поход в школу шестилетки будет оправдан.
Необходимо трезво и объективно взвесить свои возможности. Например,
если ребенок отлично считает – это еще не показатель школьной зрелости.
Может ли он удерживать внимание на одном и том же предмете
в течение не менее 15 минут? Так ли хороши его успехи в письме, как и в
математике? Пишет ли он печатными буквами или же прописными? (А это
колоссальная разница: если малыш пишет печатными буквами, не факт, что
его мелкая моторика готова к воспроизведению тех элементов, которые
предусмотрены в возрасте 7 лет – а именно к этому возрасту окончательно
«созревает» мелкая моторика кисти и пальчиков). И вообще – хочет ли он
сам в школу?
Плюс еще важный момент: развитый ребенок и готовый к школе ребенок –
это не одно и то же. Обученность – это те умения и навыки, которым
ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное же
развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к
самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.
Например, задач по адаптации в новом коллективе и к требованиям
посторонних, но значимых взрослых; задач по упорной и самостоятельной
работе над чем-то трудным и требующим усилий.
То есть, обученность и общий уровень развития – в том числе и эмоционального – это отнюдь не синонимы!
И, кроме всего прочего, помимо обучаемости и усидчивости, если еще
такая штука, как здоровье и иммунная нагрузка. То есть, первоклассник
должен быть настолько физически и иммунно силен, чтобы, попав в класс с
20-30 другими детьми, имел силы отработать свой рабочий день и плюс
противостоять неизбежным в большом коллективе инфекциям.
Существуют методики определения так называемой «школьной зрелости»,
согласно которым в баллах оценивается готовность ребенка к школьному
обучению. Если вы сомневаетесь в его силах и подготовленности, сходите
на консультацию к детскому психологу и проверьте потенциал своего чада.
Если по вашим ощущениям и согласно заключению психолога ребенок к школе
готов – нет причин не пойти туда в шестилетнем возрасте. Но если нет –
стоит все же подождать, пока организм окрепнет и наберется сил, а
нервная система созреет.
В последний предшкольный год следует уделить внимание укреплению
здоровья будущего первоклассника, а также расширению его кругозора и
общего развития. Будет просто прекрасно, если родители найдут время,
деньги и силы для обучения ребенка основам чтения, счета и письма –
либо своими силами, либо в детском учреждении: это значительно снизит
нагрузку на малыша в «большой школе».
Как правило (без натяжек и без учета родительских амбиций, искажающих
картину), реально к обучению с 6 лет готовы не более 10% детишек.
Остальным все же лучше идти в школу в традиционное время, какие бы
резоны не приходили на ум родителям, потому что от успешности адаптации
к школе зависит очень и очень многое: ощущение успешности своей
личности у самого ребенка, его самооценка, причисления себя к
«удачливым» или же к «неудачникам».
Поэтому, вместо того, чтобы руководствоваться мыслями об успехах детей
друзей и знакомых или же соображениями об армии, относящимися к
туманному будущему, лучше трезво оценить настоящее и обеспечить своему
ребенку удачный старт в эстафете длиной в целых 10 лет.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Мы Вконтакте
Поиск
Опросы
Нашли ошибку? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сделаем язык чище!
Статьи, семья, дом, дети, блоги, семейный форум, книги, фото, тесты, скачать, вопросы и ответы, общение, народная медицина, поздравления, тосты, гороскоп, отдых и досуг