Согласно выводам современных психологов, есть три основных варианта отношения родителей к ребенку.
Вариант первый – это любовь безусловная, принимающая ребенка
таким, каков он есть, любящая за то, что он есть, за сам факт его
рождения и присутствия рядом. Это не значит, что любовь такая бывает
гладкой и без ссор, просто концепция в этих отношениях такая: любят не
за что-то, а просто так. И поддержку, тепло ребенок чувствует всегда,
вне зависимости от того, какой он. Понятно, что за плохие поступки его
не похвалят родители, любящие такой любовью, но они осудят поступок, а
не самого ребенка. И когда ребенок станет взрослым – его поддержат в
любой ситуации, а не только в случае, если он оправдает все ожидания и
вложенные труды.
Второй вариант – любовь «с условием». Родители любят и
демонстрируют ребенку свою любовь, только если тот умен, силен, хорош,
оправдывает их ожидания, идет по правильному жизненному пути и так
далее. А вот если нет – происходит неприятие. Причем оно бывает вызвано
не обязательно плохим поведением ребенка, а вот именно тем, что он
исправить не волен, но в чем не соответствует ожиданиям родителя:
- толст, неуклюж;
- похож на нелюбимого (или бывшего супруга);
- родилась девочка, когда ждали мальчика;
- рождение ребенка стоило здоровья и/или красоты его матери;
- рождение ребенка внесло разлад в отношения родителей или даже спровоцировало развод – вариантов масса.
Рано или поздно при таком отношении возникает отчуждение ребенка и
родителя, это неизбежно. Даже если у ребенка хватит доброты и
врожденной мудрости это не показывать открыто, сам себя он вряд ли
будет обманывать. Но чаще всего все проявляется уже в подростковом
возрасте, когда гормоны срывают крышу и ребенка тянет на правду-матку.
Ну и третий – наименее благополучный сценарий – это просто Не-любовь.
Тут два полюса: от жестокого обращения до тотального равнодушия, но это
не спутаешь ни с чем. Причин для такого поведения у родителей немало:
это и инфантилизм, и эгоизм, и жестокость, и неразвитость родительских
чувств… Но, каковы бы ни были причины, ребенок это чувствует совершенно
точно.
А модели, принятые в родительской семье, переходят, как правило, и в
семью самого ребенка, когда он вырастет и сам станет родителем. Когда
ребенок познает окружающую действительность, то начинает с близкого и
хорошо знакомого – с семьи. Он смотрит на поведение отца и матери, и
для него это поведение становится примером. Если родители (самые
значимые и авторитетные люди!) ведут себя определенным образом, значит,
это и есть правильно – такова детская логика. И уже в раннем возрасте
ребенок во время игры проецирует и опробует свои знания: обратите
внимание, с какими знакомыми интонациями дети «воспитывают» своих кукол
и мишек.
От того, какой мы увидели жизнь в детстве, зависит очень многое в
будущем. Конечно же, не всё. Но – много. Модели поведения, усвоенные в
детстве, это чрезвычайно крепкая и устойчивая вещь. Фокус в том, что
люди, усвоив в детстве «порочную» модель, знают, как НЕ надо, но вот
КАК НАДО – они не знают. Пусть даже понимают – умом, – но просто нет
опыта построения нормальных отношений, нет опыта нормальных реакций.
И если даже такой человек старается идти наперекор семейным стереотипам
и «воспитывать своих детей совсем по-другому», то в критических
ситуациях проклевывается пусть и неприемлемая, но единственно знакомая
моделька… Однако стереотип сломать все-таки реально. Если только
действительно захотеть перемен, а не бездумно плыть по течению судьбы.
Поэтому есть смысл сделать над собой усилие и проанализировать, не
нагружаем ли мы все поколения своих потомков тяжелым багажом не-любви и
недо-любви.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Мы Вконтакте
Поиск
Опросы
Нашли ошибку? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сделаем язык чище!
Статьи, семья, дом, дети, блоги, семейный форум, книги, фото, тесты, скачать, вопросы и ответы, общение, народная медицина, поздравления, тосты, гороскоп, отдых и досуг